Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают существование тесной взаимосвязи между координацией тонких движений и речью.
Многолетний опыт работы в логопедической группе показывает, что у детей, имеющих речевую дисфункцию, моторика пальцев и кистей рук характеризуется недоразвитием: движения, как правило, нескоординированы, снижены их ловкость, точность, скорость, отмечается либо мышечная слабость, либо напряжённость.
Занятия данным видом изобразительного искусства является мощным средством для активизации мыслительной деятельности детей. Ребята учатся видеть предметы, их форму, подмечать характерные признаки. У детей обогащается словарь, углубляются знания об окружающем мире, улучшаются внимание, память, укрепляется мелкая мускулатура руки, что подготавливает руку к письму. В процессе деятельности у детей формируются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства, творческое воображение.
Принцип данной техники изобразительного искусства заключается в скатывании мелких шариков из пластилина и осуществлении налепов круглой формы на силуэтное изображение. В результате получаются яркие объёмные картинки.
Работы получаются аккуратными и красочными, если скатываемые шарики ровные и одинаковой величины. А это достигается с большим трудом, так как у детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, недостаточно сформированы внимание, усидчивость, Дети быстро утомляемы. Для достижения мышечного расслабления и снижения утомляемости используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
На первом году обучения дети учатся выкладывать пластилиновой мозаикой отдельные предметы на цветном фоне: овощ, фрукт, игрушка. В ходе выполнения таких работ педагог активизирует детей на речевое сопровождение своих действий: «Я выкладываю круглый, красный помидор».
На втором году обучения перспективное планирование предусматривает сюжетно-тематические работы. В процессе работы над этими картинами у детей обогащается словарь за счёт таких слов, как колорит, композиция, ритм, пространство и др. Дети знакомятся с различными жанрами. Они узнают, что картина может быть пейзажной, сюжетной или натюрмортом. На выполнение таких картин уходит не одно занятие. Педагог не торопит детей. Он старается сделать так, чтобы душа ребёнка радовалась полноценному творческому процессу. Ребёнок видит, что в случае затруднений воспитатель всегда придёт ему на помощь.
При выполнении коллективных работ, ребёнку подбирается задание в соответствии с его возможностями. От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы выполняются педагогом. Он вносит свой вклад в творческий процесс. Когда картина делается совместно с педагогом, возникает особенная доверительная атмосфера.
Выкладывание пластилиновой мозаикой часто сопровождается музыкой, чтением стихов, отрывков из произведений, подчёркивающих выразительность того или иного образа. Акцентируется внимание на содержании работ, цветах, передающих например, настроение пейзажа «радостное, грустное».
Анализ работ несёт положительный характер, так как критические замечания могут вызвать у детей нежелание продолжать работу.
В процессе овладения техникой пластилиновой мозаики движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Заметно улучшаются графические навыки. Очень заметно влияние занятий пластилиновой мозаикой и на выразительность речи детей, так как через эмоциональное восприятие картин детям гораздо легче усвоить, закрепить образные, яркие сравнительные обороты речи, активировать словарь действий, признаков, наречий.
Ни для кого не секрет, что дети с нормой в развитии всю свою деятельность подкрепляют речевым сопровождением. Занятия пластилиновой мозаикой стимулируют эту функцию речи у детей с её недоразвитием. Выполняя работу, ребята высказывают своё мнение о появляющихся деталях картины, устанавливают связь между её фрагментами, планируют свою деятельность, проговаривая, что уже сделано, что делают, что ещё предстоит сделать.
И всё это происходит в совместной деятельности взрослого и ребёнка, когда в непринужденной, тактичной форме педагог поправляет речевые ошибки ребёнка, даёт правильный образец, подходит дифференцированно к устранению отдельных недостатков устной речи у каждого воспитанника.
Данный вид деятельности обеспечивает положительное эмоциональное состояние детей, выполняет терапевтическую функцию: отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, вызывает приподнятое настроение.
Техника «Пластилиновая мозаика» универсальна и может использоваться для работы с детьми любого возраста и различной степени одарённости. Главное, чтобы сюжеты картинок соответствовали уровню развития и возможностям ребёнка.