КОНСПЕКТ
опытно – экспериментального занятия
в старшей группе №8 «Колокольчик»
(для городского семинара воспитателей
и старших воспитателей)
на тему: «Воздух вокруг нас»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Кощеева Надежда Николаевна.
Задачи:
- Сформировать у детей представление о том, что во круг нас воздух. Учить детей замечать свойство воздуха, показать, что воздух нужен для дыхания. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: не видим, ощутим, не имеет запаха, бесцветный прозрачный.
- Развивать наблюдательность умение анализировать, делать выводы, Вызвать интерес, к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы. Дать возможность обнаружить воздух с помощью опытов (он по всюду).
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире .
Активизация словаря:
Атмосфера, болоны с кислородом, метеориты, космос.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменением температуры воздуха в помещении, на улице, сопоставления, или поднимание столбиков ртути в термометре с наступлением похолоданием.
Наблюдать за полётом птиц, насекомых.
Игры с флажками, с вертушками на улице.
Изготовление вееров в кружке «Самоделкин»
Игры на воде с надувными игрушками.
Iчасть: Вступление
Звучит музыка входит фея, «Атмосфера». Приветствие. Ребята вы меня не узнали? А я фея «Атмосфера»
- B. А вы знаете что такое Атмосфера? Для чего же она нужна? Хотите узнать больше?
IIЧасть.
Послушайте. Воздух окружает нашу планету образуя воздушною оболочку – Атмосферу. Атмосферу называют голубой рубашкой планеты. Воздух сохраняет тепло поэтому он спасает нашу планету от перегревания и переохлаждения (показ картин Атмосферы, планеты).
На луне нет Атмосферы. Днём там очень жарко, а ночью луна остывает и там очень холодно.
Атмосфера как «боевая кольчуга» защищает нашу планету от падающих космических камней – метеоритов. Посмотрите как выглядит поверхность луны, лишенная атмосферы. Она вся изрыта падающими метеоритами. Атмосфера тормозит их падение. Метеориты разогреваются и сгорают, не успев упасть на поверхность земли.
- B. А как вы думаете без воздуха мы сможем выжить?
В. Давайте проведём опыт.
Опыт №1 Можно ли прожить без воздуха?
Содержание: зажмите нос пальчиками. Сколько мы можем не дышать?
(несколько мгновений)
Вывод: без еду человек проживёт около месяца, без воды не более трёх дней, а без воздуха – только несколько мгновений.
О жизненной важном говорят «Не обходим как воздух»
В. Ребята, а как вы думаете кому нужен воздух?
В. Да вы правы. Воздух не обходим человек, животным, растениям – все дышат воздухом. Спускаясь в глубины морей, или улетая в космос, человек берёт с собой баллоны с воздухом и он помогает им дышать далеко от земли.
В. А есть ли в нашей группе воздух? Давайте узнаем. У меня есть красивый воздушный платок.
Опыт №2 а) Доказать что воздух есть во круг.
Содержание: берём за концы платок, поднимаем и опускаем его. Образуется купол.
Что задерживает платок и не дает ему опускаться равномерно?
Почему образуется купол?
Вывод: Вокруг нас воздух, который задерживает движение платка.
- Б) Давайте с вами поймаем воздух.
Содержание: возьмите целлофановый пакет, расправляем его, ловим воздух, закручиваем конец.
В. Почему пакет надулся, что внутри его?
Давайте сделаем отверстие и надавим на пакет, он сдувается. Из него выходит воздух. Мы можем его ощутить.
Вывод: Пакет надулся, потому что в него вошёл воздух, он не видим, но его можно поймать и ощутить.
В. Каким же свойством обладает воздух?
Д. Он без цвета – прозрачный.
В. Ребята, а как вы думаете. Имеет ли воздух запах? А вот сейчас и определим кто прав, а кто ошибается. Я вас приглашаю в комнату запахов.
Опыт №3. Определяем запах воздуха.
Содержание: открываем баночку с чесноком и даём понюхать детям.
В. Что это? Чем пахнет?
В. Да вы правы пахнет чесноком. (тоже повторяем с апельсином)
В. Как вы думаете имеет ли воздух запах?
Вывод: Воздух не имеет своего запаха. Вы чувствовали запах того вещества которое я вам предлагала понюхать. Таким образом воздух приобретает запах того вещества которым пахнет в комнате.
В. Как вы думаете можем ли мы увидеть воздух?
В. Ребята вы не забыли что я фея я вас приглашаю в комнату чайных пузырьков. Только пить мы его не будем, а будем делать чайные пузырьки.
Опыт №4.Образование пузырей в воде.
Содержание: у меня есть не обычный сосуд и волшебная трубочка. Сейчас я вам сделаю воздушный коктейль.
В. Что вы увидели?
А сейчас возьмите стакан с чаем и соломинкой и подуйте.
В. Как мы образовали пузырьки?
Вывод: вы выдыхаете воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
Следовательно в воде присутствует воздух.
Физ. Минутка: руки подняли и помахали это деревья в лесу.
- Локти согнули кисти встряхнули ветер сбивает росу
- Плавно руками помашем это к нам птицы летят
- Как они сядут покажем раки сложили назад.
(выполняем движение по тексту стихотворения повторяем два раза)
В. Ребята, а чем вы любите рисовать? Да мы с вами рисуем карандашами,
красками, фломастерами, мелками. Я вам предлагаю сегодня порисовать
кляксой. Приглашаю вас в комнату волшебников где мы будем рисовать
воздухом.(дети рисуют кляксой с помощью трубочки).
Давайте мы с вами пройдём в нашу картинную галерею. Мне пора с вами
проститься и я хочу вам прочитать красивое стихотворение про воздух, который
нужно беречь, как и всё живое на земле.
III часть: Прозрачный невидимка.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Не весомую косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым.
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышкой белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говори,
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
В. О чём это стихотворение?
В. Да вы прав, воздух нужен нам что бы дышать. Он есть везде, он не видим, без
запаха, цвета. Землю окружает атмосфера.
Воздух выполняет важную роль на земле. Если бы не было воздуха планета была
безжизненной.
Мне пора проститься с вами но я хочу подарить вам энциклопедию из который вы
узнаете много интересного и поучительного. До свидание, до встречи.
Используемая литература:
- Т.Н. Зенена «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами».—изд. ПОР М.2008 год.
- А.И.Иванова «Естественное научные наблюдения и эксперименты
в детском саду».--изд. Творческий центр М.2004 год.
- Н.А.Рыжова «Воздух невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников».—изд. М.2001год.