Содержание и технологии образовательного процесса
Коллектив МБДОУ детского сада №230 работает по образовательной программе дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая обеспечивает реализацию целей ДОУ – гармоничное развитие личности ребенка с учетом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
В коррекционных группах МБДОУ д/с № 230 работа ведется также и по программе «Организация обучения и воспитания детей с ОНР», Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной.
В МБДОУ детском саду № 230 при организации воспитательно-образовательного процесса использует следующие комплексные и парциальные общеобразовательные программы:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С.Комаровой;
- «Организация обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина.;
- «Экологическое образование в детском саду» под ред. Н.А. Рыжовой;
- «Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева;
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева;
- «Физическая культура - дошкольникам» Л.Д.Глазырина.
Учебный план ДОУ
Учебный план учитывает особенности контингента детей и составляется на основе:
- Рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
- программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи под редакцией Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной:
- «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР», М. 1984 г.;
- «Подготовка детей с ОНР к обучению в школе. Второй год обучения», М. 1984 г.
- письма Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 и Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10;
При распределении образовательной нагрузки используются необходимые здоровьесберегающие компоненты: вид деятельности, требующий умственного напряжения, чередуется с физкультурой и музыкальной деятельностью. Во время занятий для снятия утомления проводится физкультминутки, динамические паузы.
Организован гибкий режим пребывания ребенка в ДОУ (с учетом потребностей родителей, для детей в процессе адаптации). Родители имеют возможность присутствовать на занятиях, помогать в организации и проведении мероприятий в рамках образовательной программы.
Режим непосредственно образовательной деятельности воспитанников детского сада устанавливается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении (СанПиН).
При реализации общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей ясельного возраста от 2 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная, деятельность, общение, развитие движений) Продолжительность непосредственной образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и вторую половину дня (по 8-10минут).
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
- в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин. (11 занятий),
- в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа (12 занятий),
- в старшей группе (дети 6 года жизни) – 6 часов 15 минут (15 занятий),
- в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут (17 занятий).
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
- для детей 4-го года жизни – не более 15 минут,
- для детей 5-го года жизни – не более 20 минут,
- для детей 6-го года жизни – не более 25 минут,
- для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 мин и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию, основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, по правовому воспитанию проводятся во время ознакомления с окружающим миром в чередовании с другими блоками программы в соответствии с требованиями.
Коррекционная работа по преодолению нарушений речи в подготовительных к школе группах с ОНР организуется следующим образом:
в 1 периоде обучения непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 5 раз в неделю, из них:
- три раза по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;
- два раза – непосредственная образовательная деятельность по развитию фонетики.
во 2 периоде обучения непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 5 раз в неделю, из них:
- два раза по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;
- два раза по развитию фонетики;
- одно - по обучению грамоте.
в 3 периоде обучения непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 5 раз в неделю, из них:
- два раза по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;
- два раза по обучению грамоте;
- один раз по формированию произношения.
Непосредственно образовательная деятельность по коррекции общего недоразвития речи организуется как по подгруппам, так и в индивидуальной форме.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности по коррекции нарушений речи составляет 25-30 минут каждое, перерыв - 10 минут.
Коррекционная работа по коррекции нарушений речи в старших группах с ОНР организуется следующим образом:
В 1 периоде обучения непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 2 раза в неделю.
Во 2 периоде обучения непосредственно образовательная деятельность по коррекции нарушений речи организуется 4 раза в неделю, из них:
- три раза по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;
- один раз по развитию фонетики.
В 3 периоде обучения непосредственно образовательная деятельность по коррекции нарушений речи организуется 5 раз в неделю, из них:
- три раза по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;
- два раза по развитию фонетики.
Непосредственно образовательная деятельность по коррекции общего недоразвития речи организуется как по подгруппам, так и в индивидуальной форме.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности по коррекции нарушений речи составляет 20-25 минут с 10 минутным перерывом между ними.
За счет введения и увеличения количества логопедических занятий в каждом периоде обучения в группах для детей с ОНР некоторые виды непосредственно образовательной деятельности по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой выносятся на прогулку и в совместную деятельность воспитателя с детьми вне занятий.