Версия для слабовидящих

Сведения о МБДОУ

 

- Мой ребенок бьется лбом о стену, стала замечать, что все чаще начал проявлять агрессию на других и на себя тоже. 

Все чаще слышу от него, если начинаю ругать за непослушание:

- Ну и пусть мне будет плохо! Да! Я хочу, чтобы мне было больно! 

Меня это пугает. Я не понимаю: что с ним?

Агрессия - это эмоция. И если она появляется, ее невозможно уже отключить и не испытывать. Ею нужно уметь пользоваться себе на пользу и грамотно ее направлять или управлять. 

Агрессия - это способ защищаться, добиваться своих целей, отстаивать свои границы, двигаться вперед.

Но в большинстве случаев родители запрещают ее испытывать ребенку:

- Злиться нельзя. Не кричи. Не дерись. Не отвечай кулаками, когда тебя бьют, для этого есть язык. Приличные, воспитанные девочки/мальчики не злятся. Сейчас накажу, если будешь и дальше кричать, злиться и т.д.

При этом не объясняя - как надо, не давая вместо запретов альтернативы. А как тогда? Просто нельзя и все? А как же поступать в таких случаях?  

Агрессия - это эмоция. А эмоция – это энергия. И есть закон сохранения и превращения энергии, который еще никто не отменял.  Этот закон гласит: энергия не исчезает и не возникает вновь, она лишь переходит из одного вида в другой. Поэтому любой энергии нужно найти выход, иначе она будет блокировать потоки энергий в теле, а это чревато последствиями.

Еще: когда ее блокируют, она копится, ее становится столько, что контролировать уже трудно, и потом "плотину прорывает". И тогда эта энергия находит выход все равно, но не совсем красивыми способами, либо, что еще хуже, она переходит в болезни. И это уже про психосоматику. И это работает у всех людей так. Не только с детьми. Наверняка, и за собой вы такое тоже наблюдали.

И когда эмоции «зашкаливают», когда «рубильник просто вырубает», тогда приличный мальчик (девочка) превращается в монстра. И все взрослые вокруг начинают за это стыдить. И ребенок понимает, что проявлять эмоции – это плохо, стыдно, опасно. Быть самим собой, настоящим, чувствующим и проявлять это – нельзя.

И это про так называемый запрет на эмоции. Чем больше запрещают, тем больше копится. Чем больше копится, тем сильнее будет выброс (вот вам истерики). Тем больше надо сил на сдерживание. Тем меньше ресурсов каждый раз на контроль. Замкнутый круг. И тут снова – здравствуй, психосоматика.

И если ребенок боится проявлять свои эмоции, но мы помним, что она никуда не девается из тела человека, куда-то ее надо выпускать, и тогда он направляет ее на себя, внутрь себя. Это называется аутагрессия. Да, это больно себе, физически, зато за это не ругают.

И когда самые авторитетные люди - родители, говорят, что это плохо-испытывать злость, гнев, раздражение, ярость, ребенок соглашается с этим и делает вывод о себе, что он, и правда, какой-то не такой, что с ним что-то не так, что он плохой.

Но он не может отключить в себе эту функцию-испытывать эмоции. Она встроена по умолчанию при рождении в любого человека. Агрессия продолжается вне его контроля. Только при этом у ребенка начинаются проблемы с самооценкой, с эмоциональной сферой.

Чем больше агрессии, тем больше замечаний, отвергания родителями, тем меньше удовлетворения важных потребностей ребенка в принятии, любви, уважении, самоактуализации. Чем меньше удовлетворения потребности, тем она сильнее, тем больше он этого добивается. Тем больше проявляется именно это поведение - агрессия, сопротивление, бунт, упрямство. Замкнутый круг.

Любой ребенок изначально заточен под то, чтобы любыми путями угодить своему близкому взрослому, потому что он хочет быть с ним в близких, теплых, доверительных отношениях, которые ему гарантируют заботу и безопасность, защиту. Потому что без защиты и заботы взрослого он погибнет. 

И мозг ребенка стремится к тому, чтобы родитель был им доволен. И тогда ребенок, как бы "решает" сам себя наказать за то, что он расстраивает родителей, и он решает "пусть мне будет плохо", "так мне и надо". 

И это не просто слова ребенка, но и действия. Это про калечить себя, неосознанно, конечно, про различные расковыривания на теле, кусание губ, выдергивание ресниц, бровей, грызение ногтей, ударяться лбом об стену и прочие повреждения, наносимые телу - себе.

Как это прекратить? Это процесс. Это не разовая акция. По щелчку пальцев не сработает, к сожалению. 

И чтобы прекратить все это, нужно:

  1. Разрешать ребенку испытывать эмоции. В том числе и злость, гнев, ярость. 
  2. Научить: как работать с эмоциями, грамотно, экологично проживать их.– развивать эмоциональный интеллект.
  3. В течении дня достаточно наполнять ребенка чувством, что он личность, что с ним считаются, советуются, что он значим, важен, нужен, ценен. Просто так. Ни за что. 

Если остались вопросы по этой теме, записывайтесь на консультацию, там все подробно разберем

Сейчас идет набор деток в индивидуальную работу. Пока места есть. Но возьму не всех. Пишите сейчас. 

А я, Лилия Дамировна, желаю вам: пусть ваши детки растут здоровыми и счастливыми